Материал 7

 

Покупка интернет-услуг: вопросы учета

 

В данном материале я первоначально собиралась разобрать два вопроса:

- о порядке отражения операции приобретения у не состоящего на учете иностранца электронные услуги (работником организации с оплатой корпоративной картой) в бухгалтерском учете;

- об определении курса иностранной валюты, по которому организация должна определить величину рублевого обязательства по перечислению в бюджет суммы НДС, относящейся к стоимости приобретения.

Причем наиболее сложным из этих вопросов «на первую вскидку» я посчитала второй. Дело в следующем: введя новый порядок, законодатель не удосужился прямо прописать этот момент. При этом по отношению к электронным услугам, оказываемым состоящими на учете в наших налоговых органах иностранными лицами, появилась новая дата определения ими налоговой базы – конец месяца, в котором оказаны услуги. И в отсутствии прямых указаний в главе 21 НК РФ на дату пересчета, я предположила возможную логику «зеркальности» и на случаи, когда иностранец на учете в российских налоговых органах не состоит …

Сейчас, перейдя непосредственно к написанию данного материала, я вижу достаточное единообразие мнений по этому вопросу: налоговую базу не состоящего на учете иностранца надо определять не по курсу, по которому состоящий на учете иностранец по аналогичным услугам определял бы свою базу по таким услугам, а по курсу на дату фактического осуществления российской организацией расходов. Более того, ФНС России и Минфин России разъясняют, что под датой осуществления расходов следует считать дату выплаты средств иностранному лицу[1] (письма от 23.01.2017 №СД-4-3/950 и от 27.02.2017 № 03-07-08/10658 соответственно).

Таким образом, из запланированного материала нам остается только рассмотреть пример на цифрах.

 

Пример. Работник организации 30.11.2017 со своей корпоративной карты оплатил через сеть Интернет аренду сервера, использование которого краткосрочно необходимо организации в целях ведения деятельности, направленной на получение дохода.

Соответствующий отчет работника о покупке утвержден руководителем организации, что означает признание организацией данных расходов как совершенных в свою пользу.

Из приложенных документов[2] следует, что стоимость покупки составила 1 000 евро. При этом с корпоративной карты списано 71 257 руб.

Курс евро на 30.11.2017 - 69,2040 руб./евро; на 01.12.2017 – 6951,85 руб./евро.

 

Действия бухгалтера:

- принять к учету полученную услугу: Д26 (20, …) – К60 – 69 204 руб. (стоимость услуги определяется исходя из ее стоимости в иностранной валюте по курсу ЦБ на дату оплаты: 1000 евро х 69,2040 руб./евро);

- отразить факт расчетов за приобретенную электронную услугу: Д60 – К51/карта[3] - 69 204 руб.;

- отразить итоги конвертации рублевых средств в иностранную валюту с учетом услуг банка: Д26 (91[4]) – К51/карта – 2 053 руб. (71 257 руб. (сумма списания по выписке движения средств по корпоративной карте) - 69 204 руб.[5]);

- начислить НДС на стоимость услуги[6]: Д19 – К68/НДС – 12 456,72 руб. (69 204 руб. х 18%)[7]. При этом выписываем счет-фактуру с показателями: сумма с налогом – 81 660,72 руб.; % НДС – 18/118; сумма НДС – 12 456,72 руб. Где-то в автоматизированной системе помечаем, что это электронные услуги - для обособленного отражения суммы НДС в декларации (во втором разделе декларации код операции 1011713 по строке 070) и книгах продаж и покупок. Отражаем операцию в книге продаж с кодом вида операции 06;

- после перечисления НДС в бюджет (возможно в составе какого-либо обобщающего платежа налогового агента), принять уплаченную сумму к вычету: Д68/НДС – К19 -  12 456,72 руб. (ценность уже принята на учет). Отражаем операцию в книге покупок с кодом вида операции 06 (если организация выпускает облагаемую НДС продукцию и не делит входящий НДС между облагаемой и необлагаемой продукцией).

Важно! Такой порядок будет действовать и весь 2018 год.

Хорошая новость!  Обязанность по исчислению НДС с такого рода услуг российскими организациями прекратится[8] с 2019 на основании исключения из ст. 174.2 НК РФ пункта 9 (подп. «б» п. 4 ст. 2 федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

 



[1] Обращу внимание, что при методе начисления дата осуществления расходов быстрее ассоциируется с датой оприходования ценности, чем с датой расчетов за полученную ценность. Но, видимо, в данном случае терминология рассматривается применительно к дате возникновения обязательства по удержанию (даже если удержание не производится), а они возникают именно в момент оплаты. Я предлагаю принимать это как специфическое обстоятельство конкретной ситуации и целей (для исчисления НДС налоговым агентом при покупках у иностранцев).    

[2] В бухгалтерию может поступить как оформленный в общем порядке авансовый отчет, а может быть просто заявление работника. Во всех случаях требуется описание контрагента, вида приобретенной ценности (электронной услуги) с приложением материалов, подтверждающих получение организацией контроля над приобретенной ценностью (факт приобретения и (или) возможности использования) и выписки с корпоративной карты.

[3] Я даю свое собственное представление о необходимых записях исходя из реального изменения финансового состояния организации в данной ситуации. Можно встретить консультации, в которых авторы на счет 60 расчетов с контрагентами «загоняют» сразу всю списанную по карте сумму 71 257 руб. (первой проводкой, а потом делят сумму между стоимостью услуги в евро по курсу ЦБ РФ и стоимостью конвертации). На мой взгляд, это искажение, поскольку с иностранным контрагентом расчеты ограничивались исключительно суммой 1 000 евро. И по ПБУ 3/2006 именно эту стоимость мы определяем по курсу ЦБ РФ. А остальные деньги (2 053 руб.) себе начислил и забрал банк (в рамках общего договора на ведение счета корпоративной карты). Причем сделал это он с карты организации и никаких расчетов с иностранным контрагентом по этой сумме ни у организации, ни у банка не было.  

[4] Коллеги, в подавляющем большинство случаев почему-то в СМИ предлагается использовать счет 91 прочих доходов и расходов. Честно говоря, не понимаю, почему. Это же не курсовая разница (разница курсов ЦБ РФ на отдельные даты), а услуги банка по конвертации (разница в курсах между внутренним курсом банка и курсом ЦБ РФ). Обычные услуги в ходе обычной деятельности … на мой взгляд, - это текущие расходы по деятельности, экономически подлежащие воспроизводству. Номер счета – на Ваш выбор (от этого мало что зависит). Но в форме ОФР эта сумма должна попасть не в прочие расходы, а в расходы по продажам. Это будет правильно. Понятно, что суммы искажений вряд ли будут существенны …, но мы здесь говорим об экономическом смысле, а не о последствиях искажений.

[5] Можно определить иначе: определить фактический курс конвертации: 71,2570 руб./евро (71 257 руб.: 1000 евро); найти стоимость услуг банка: 2 053 руб. (71,2570 руб./евро - 69,2040 руб./евро) х 1000 евро). Такой способ можно найти в СМИ, но мне лично он кажется более длинным (менее рациональным).

[6] В данном случае применяется уже определенный практикой порядок исчисления НДС к уплате в бюджет в случае, когда договоренностями с иностранной организацией, оказывающей услуги, не установлена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет (неверные действия российской организации при заключении договора). Уже достаточно давно для таких ситуаций сформирована позиция: российской организации следует самостоятельно определить налоговую базу для целей НДС, то есть увеличить стоимость услуг на сумму НДС; письма Минфина РФ от 13.04.2016 № 03-07-08/21231, от 12.11.2014 № 03-07-08/57178, постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11).

[7] Ряд авторов предлагают начислять суммы НДС двумя записями с использованием корреспонденции со счетом 76. Я не стала повторять этот подход, поскольку для меня каждая отдельная запись должна иметь основание в виде отдельного первичного документа. В данном случае я двух отдельных документов для этого разделения не вижу…

[8] Интересно, что если организация выпускает только необлагаемую НДС продукцию, то встает вопрос о возможности принятия уплаченной в бюджет суммы НДС к вычету… И получается, что фактическим плательщиком НДС в таком случае является российская организация, хотя налоговой базы у нее не возникает. Спецификой ситуации является как раз то обстоятельство, что при покупке электронных услуг сама среда приобретения предрасполагает отсутствие возможности заключить с иностранным партнером никой-либо договор …  думаю, что именно это обстоятельство во много обусловило отказ законодателя от такой схемы😊. Правда, только с 2019 года .