Материал 3

 

Какие организации имеют право применять МСФО в рамках «унификации» учетной политики

 

На с.94-96 и с. 99 книги (раздел 3.1.2 электронной книги, слово «консолидированная») мы говорили о предоставлении в 2017 году отдельному кругу организаций при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. А именно - не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (назовем это также специальным правилом применения стандартов РСБУ).

Какие это организации?

 

Для получения исчерпывающего ответа на вопрос обратимся сначала к норме измененного приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н пункта 7 ПБУ 1/2008: «Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу…».

 

Попробуем разложить текст дополнения на составляющие.

Речь идет об организациях, которые:

- составляют и раскрывают консолидированную финансовую отчетность, составленную по МСФО;

- составляют и раскрывают финансовую отчетность, составленную по МСФО.

Все используемые здесь понятия - «консолидированная финансовая отчетность», «финансовая отчетность» и «раскрытие отчетности» - установлены Федеральным законом от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной отчетности» (соответственно п.2 ст. 1, п.5 ст.2 и п.2 ст.7 в редакции от 18.07.2017). То есть речь идет об организациях, попадающих под действие данного закона.

 

Обратите внимание, что в действующей с 01.01.2017 редакции Закона № 208-ФЗ применяемый ранее термин «публикация отчетности» заменен на термин «раскрытие отчетности» с изменением правил обеспечения доступа к годовой (промежуточной в установленных случаях) отчетности заинтересованных лиц. Если обобщенно[1], то созданная по правилам МСФО отчетность вместе с аудиторским заключением[2] должна быть размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц на срок не менее 3 лет (ст. 7 Закона № 208-ФЗ). Предполагается наличие процедуры, гарантирующей нахождение и получение отчетности всеми заинтересованными в ней лицами независимо от цели получения данной отчетности. Если отчетность размещается не на сайте организации, то на сайте организации должна быть представлена информация о месте раскрытия отчетности.

 

Таким образом, в первую очередь это организации, поименованные в подп.1 - подп.8 ст. 2 Закона №208-ФЗ. Если не именовать организации, ведущие специфическую финансовую деятельность (подп. 1- подп. 5 ст. 2 Закона №208-ФЗ), то при составлении бухгалтерской отчетности на МСФО могут ориентироваться следующие субъекты хозяйственной деятельности:

- акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утвержден распоряжением Правительством РФ от 27.10.2015 № 2176-р (подп. 6 и подп. 7 ст.2 закона №208-ФЗ);

- любые организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

При этом с учетом п. 5 ст. 2 Закона №208-ФЗ не важно, идет ли речь об организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа, или которая группу не создает.

 

Необычный вывод 1. Возможность формирования российской бухгалтерской отчетности с использованием элементов МСФО относится и к перечисленным в подп. 1 - подп.8 ст. 2 Закона №208-ФЗ организациям, не имеющим дочерних обществ, в силу чего их составленная по МСФО отчетность консолидированной не именуется (именуется как финансовая отчетность).

 

Можно отметить, что указанные выше организации – самые очевидные претенденты на применение специального правила использования стандартов РСБУ. Однако, Закон №208-ФЗ не так прост. Если учесть еще и наличие в нем нормы п. 2 ст. 2, то по совокупности с п. 5 этой же статьи действие Закона № 208-ФЗ распространяется еще на четыре группы организаций:

- для которых составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) предусмотрены другими федеральными законами;

- для которых составление, и (или) представление, и (или) раскрытие финансовой отчетности (предусмотрены другими федеральными законами;

 

- если представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности предусмотрены учредительными документами любой иной[3] организации;

-   - если представление и (или) раскрытие финансовой отчетности предусмотрены учредительными документами любой иной[4] организации 

 

Необычный вывод 2. Возможность использовать специальные правила применения РСБУ относится и к организациям, которым законодательством обязанность составлять финансовую отчетность по МСФО не вменена, но которые составляют и раскрывают такую отчетность добровольно.

Важно для любой организации! Организация не имеет права пользоваться положениями абзаца 2 ст. 7 ПБУ 1/2008, если:

- она изначально не предполагает формировать финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО;

- если она изначально не предполагает раскрывать составленную по правилам МСФО отчетность в порядке, установленном ст. 7 Закона №208-ФЗ.

 

Общий вывод. Возможность формирования российской бухгалтерской отчетности с использованием противоречащих РСБУ элементов МСФО имеет любая организация, которая раскрывает консолидированную финансовую или финансовую отчетность, составленную в соответствии с требованиями МСФО. При этом:

- составление и раскрытие такой отчетности может быть как обязательным, так и добровольным;

- организация может, как иметь дочерние общества, так и не иметь их.

Важно! На основании п. 14 ст. 21 Закона № 402-ФЗ организации, являющиеся дочерними обществами, имеют аналогичную возможность, если для них материнская компания утвердила обязательные к применению внутренние стандарты, в том числе сформированные с применением положений абзаца 2 ст.7 ПБУ 1/2008. При этом не имеет значения, составляет ли дочернее общество финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО или нет, а также раскрывает или нет свою финансовую отчетность.

 

***

Для тех, кто заинтересован в более подробном методологическом разборе вопроса использования специального правила применения стандартов РСБУ, я советую обратиться к рекомендации БМЦ от 23.10.2017 № Р-87/2017 – КПР «Унификация учетной политики по ФСБУ и по МСФО». Там же можно найти иллюстративные примеры практического применения полученного в 2017 году права на более эффективные (рациональные) способы ведения бухгалтерского учета в организации, составляющей отчетность в том числе и по МСФО (и раскрывающей ее).

 



[1] Цитата из ст. 7 Закона № 208-ФЗ: «... 2. Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение...».

[2] Либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

 

[3] Не указанной в п.1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ.

[4] Не указанной в п.1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ.