Материал 13

 

 

Раздел 1.  Последствия передачи ФНС полномочий по администрированию страховых взносов

 

С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы ФНС России (Федеральный закон от 03.07.2016 №250-ФЗ).

Этим законом внесены изменения в десяток законодательных актов в области уплаты страховых взносов в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС и укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с этими фондами.

 

В результате сложилась следующая система контроля:

взносы и пособия «на травматизм» остались под полным контролем ФСС РФ. В связи с этим изменения КБК и сроки для их уплаты не менялись, форма 4-ФСС сократилась до одного раздела для взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травматизм»).

Сроки обращений в ФСС РФ за возмещением расходов на улучшение условий труда (31 июля), с заявлениями на скидку к тарифу взносов «на травматизм» (до 1 ноября), представления информации об основном виде деятельности (15 апреля) остаются прежними. При этом на 2017 год постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 № 551 было четко закреплено право ФСС РФ в отсутствие подтверждения организацией основного вида деятельности присвоить наивысший класс рисков из кодов ОКВЭД из ЕГРЮЛ, что должно исключить подобные споры, характерные для текущей редакции п. 13 постановления Правительства РФ от 01.12.2005 № 713.

Для обеспечения правовых оснований администрирования в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесены блоки поправок, в результате которых в Законе полностью по аналогии с частью первой НК РФ определены права и обязанности ФСС РФ и плательщиков взносов в области взаимоотношений по обеспечению своевременного и полного поступления взносов «на травматизм» в ФСС РФ (основное: новые подп. 8.1—8.9 п. 1 ст. 18, подп. 15—21 п. 2 и п. 3 ст. 18, новые редакции ст. 22.1, 22.2 и 24 и новые гл. IV.1—IV.3). В частности, ФСС РФ дано право вызывать организации для дачи пояснений, право на доступ к информации, составляющей банковскую тайну и пр.; организациям при количестве работников более 25 человек вменено в обязанность предоставление отчетности в электронном виде[1] и др.;

— администрирование взносов «на нетрудоспособность», а также обязательное пенсионное и медицинское страхование перешло к налоговым органам.

Поэтому зачет между взносами «на травматизм» и взносами «на нетрудоспособность» был возможен только до тех пор, пока у них был один контролер, т.е. до конца 2016 года, а в 2017 году переплаченные в ФСС РФ за прошлые периоды суммы взносов из фонда можно только вернуть.

Сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам в ПФ РФ, ФСС РФ (в части взносов на нетрудоспособность) и ФФОМС, зафиксированные по состоянию на 01.01.2017, переданы в ФНС России. Взыскиваются они уже налоговыми органами по правилам, установленным налоговым законодательством.

За возвратом излишне взысканных взносов по состоянию на 01.01.2017 обращаться надо в ПФ РФ и ФСС РФ.

Расчеты по взносам в ФСС РФ за периоды 2014—2016 годов проверяет ФСС РФ, а для периодов начиная с 2017 года будут проводиться совместные проверки: полнота уплаты взносов будет контролироваться ФНС России, а расходная часть — ФСС РФ;

отчеты о работающих застрахованных лицах (ежемесячные), годовые сведения для исчисления стажа работающих или уволенных работников, ежеквартальные реестры застрахованных лиц по дополнительным страховым взносам на накопительную пенсию организации по-прежнему должны направлять в ПФ РФ по своим срокам. Более того, за нарушения в порядке представления этих сведений вводится дополнительная административная ответственность должностных лиц за непредставление (в том числе в установленный срок) сведений в ПФР, а также за их представление в неполном или искаженном виде (от 300 до 500 руб. (новая ст. 15.33.2 КоАП РФ).

 

Обобщая изменения, можно сделать следующий вывод: от отношений с ПФ РФ и ФСС РФ организации не освобождаются. Просто перераспределены участки ответственности.

Ответственность за обеспечение поступлений во внебюджетные фонды с 2017 года возложена на налоговые органы, которые для обеспечения полноты и своевременности уплаты взносов будут использовать свои разработанные формы и «налоговые» процедуры.

За учет застрахованных лиц, а также за целевое использование поступивших в фонды средств по-прежнему отвечают фонды.

Разделение базируется на тесном электронном информационном взаимодействии налоговых инспекций и территориальных отделений фондов.

 

В результате «страховая» отчетность в 2017 году включает:

- расчет по страховым взносам (форма утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@), объединяющий показатели, касающиеся страховых взносов как на обязательное пенсионное и медицинское страхование, так и на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- отчеты о работающих застрахованных лицах (СЗВ-М) представляются в органы ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

- сведения о страховом стаже застрахованных лиц представляется в органы ПФР ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. За нарушения в порядке представления этих сведений, как мы говорили, введена дополнительная административная ответственность (новая ст. 15.33.2 КоАП РФ);

- реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя в соответствии со ст.9 Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ (форма утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 09.06.2016 № 482п), представляется в органы ПФР ежеквартально не позднее 20 дней со дня окончания отчетного периода;

- форма 4-ФСС, в которой содержатся данные, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждена Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381), представляется в органы ФСС РФ на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.    

Таким образом, ни снижения, ни увеличения объема отчетности по итогам изменения в администрировании страховых взносов принципиально не наблюдается: часть формы 4-ФСС «втащили» в РСВ-1 (получился Расчет по страховым взносам), но вторая часть осталась в 4-ФСС. То есть было 2 формы и остались 2 формы. Остальные формы также остались: СЗВ-М, о стаже, о дополнительных взносах в ПФР.

 

***

Распространение на страховые взносы режима налоговых платежей (включение порядка исчисления и уплаты страховых взносов в НК РФ) повлекло за собой распространение общих применяемых ФНС России подходов не только в части процедур, связанных с предоставлением плательщиком взносов отчетности в налоговые органы[2] (см. с. 251 книги, раздел 5.3.2 электронной книги), но и в части процедур по их взысканию[3] (ст. 46 НК РФ в редакции от 30.11.2016). Например, это касается и обращения взыскания задолженности по взносам с депозитных счетов организации (по истечении предусмотренного условиями депозитного договора срока его действия[4] вне зависимости от факта его продления (пролонгации), письмо ФНС России от 26.05.2017 № 03-02-07/1/32431[5]).

При этом предусмотренные ст. 6 и ст. 76 НК РФ меры по обращению взыскания не применяются к залоговым счетам организаций в части средств, являющихся предметом залога (письмо ФНС России от 14.02.2017 № 03-02-07/2/8206).

 

Специфика ситуации на «фронте» взыскания задолженности по страховым взносам в 2017 году состоит только в том, что Пенсионный фонд до сих пор не может «вычистить» у себя подлежащие передаче на взыскание данные, в результате чего многие организации в 2017 году были вынуждены тратить «время и нервы» на согласование сумм реальной задолженности по взносам (есть основания считать, что эти сложности носят временный характер).

 

***

Внимание! Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ внесены изменения в УК РФ, в результате которых страховые взносы включены в ст. 199 УК РФ. Практически это означает, что данные суммы теперь наряду с задолженностью по налогам и сборам учитываются при расчете суммы задолженности, квалифицируемой уголовным законодательством как «крупный размер» и «особо крупный размер» для применения соответствующих мер ответственности, в частности, в виде лишения свободы.

Суммы предусмотренных данной статьей штрафов (от 100 000 руб. штрафа до лишения свободы на срок до 6 лет с трехлетним лишением права занимать определенные должности), условия их применения, а также условия освобождения от уголовной ответственности при этом не изменились (впервые + полное погашение задолженности, уплата пени и штрафа).

 

Кроме того, этим же законом внесены изменения в ст. 199.2 УК РФ, в результате которых и страховые взносы, и взносы «на травматизм» введены с состав преступления в виде сокрытия денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно производиться взыскание задолженности перед бюджетом и ФСС. При этом в дополнение к ответственности за деяние в крупном размере (более 2 500 000 руб., ст. 170 УК РФ)) введена дополнительная повышенная ответственность за деяние в особо крупном размере (более 9 000 000 руб.)

 

В отношении нарушений законодательства в сфере уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также введена новая статья 199.4 УК РФ, предусматривающая специальный состав преступлений за уклонение юридического лица от уплаты администрируемых ФСС РФ страховых взносов на «травматизм» (заведомо неправильного исчисления взносов, непредставление расчета по начисленным и уплаченным взносам или включение в расчет заведомо недостоверных сведений).

Суммы предусмотренных данной статьей штрафов составляют от 100 000 руб. штрафа до лишения свободы на срок до 4 лет с трехлетним лишением права занимать определенные должности.

Установлены свои определения крупного и особо крупного размера уклонения (чуть меньше, чем в отношении налоговых платежей и страховых взносов, предусмотренных НК РФ). Деяния, совершенные в крупном размере группой лиц, по размерам штрафов приравнены к деяниям, совершенным в особо крупном размере. Определены также условия освобождения от уголовной ответственности (впервые + полное погашение задолженности, уплата пени и штрафа).

В связи с введением уголовной ответственности за неуплату страховых взносов, Закон №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» дополнен механизмом взаимодействия между ФСС РФ и органами внутренних дел, а также следственными органами в целях выявления и пресечения нарушений законодательства РФ по взносам «на травматизм» (Федеральный закон от 29.07.2017 №272-ФЗ).

 

Раздел 2. Застрахованные лица

 

Вид         страхования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физические

 лица

Обязательное пенсионное страхование

(ст.7 Закона № 167-ФЗ)

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

(ст.2 Закона № 255-ФЗ)

Обязательное медицинское страхование

(ст.10 Закона № 326-ФЗ)

Заключившие трудовой договор

Заключившие договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (услуг)

1.   Граждане РФ

Застрахованные лица

 

Застрахованные лица

Не являются застрахованными лицами

Застрахованные лица

2.   Иностранные граждане (лица без гражданства),  постоянно проживающие в РФ, т.е. получившие вид на жительство (ст. 2 Закона № 115-ФЗ)

Застрахованные лица

 

Застрахованные лица

Не являются застрахованными лицами

Застрахованные лица.

Исключение:

лица, признаваемые высококвалифицированными специалистами в соответствии с Законом № 115-ФЗ, и члены их семей.

3.   Иностранные граждане (лица без гражданства), временно проживающие в РФ, т.е. получившие разрешение на временное проживание в РФ (ст. 2 Закона № 115-ФЗ)

Застрахованные лица

 

Застрахованные лица

Не являются застрахованными лицами

Застрахованные лица.

Исключение:

- лица, признаваемые высококвалифицированными специалистами, и члены их семей.

4.   Иностранные граждане (лица без гражданства), временно пребывающие в РФ, т.е. не имеющие ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание в РФ (за исключением граждан государств – членов ЕАЭС)

Застрахованные лица.

 

Исключение:

лица, признаваемые высококвалифицированными специалистами в соответствии с Законом № 115-ФЗ

Застрахованные лица.

 

Исключение:

лица, признаваемые высококвалифицированными специалистами в соответствии с Законом № 115-ФЗ

Не являются застрахованными лицами

 

Не являются застрахованными лицами

Внимание! При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории РФ договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг (п.10 ст.13 Закона № 115-ФЗ; ст.327.3 ТК РФ)

5. Граждане государств – членов ЕАЭС

Застрахованные лица

Наравне с иностранными гражданами

(!) временно пребывающие в РФ лица, признаваемые ВКС, не признаются застрахованными

Застрахованные лица наравне с гражданами РФ

(п.3 ст.98 Договора ЕАЭС)

Не являются застрахованными лицами

 

Застрахованные лица

(пункты 3 и 5 ст.98 Договора ЕАЭС).

6. Иностранные граждане (лица без гражданства), признанные беженцами

Застрахованные лица

 

 

Застрахованные лица наравне с гражданами РФ (п.10 ч.1 ст.8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»)

Не являются застрахованными лицами

Застрахованные лица наравне с гражданами РФ (п.7 ч.1 ст.8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»)

 

 

7. Иностранные граждане (лица без гражданства), получившие свидетельство о предоставлении временного убежища

Застрахованные лица

 

 

Застрахованные лица наравне с иностранными гражданами, временно пребывающими в РФ (письмо Минтруда России от 08.09.2014 № 17-3/10/В-5684)

Не являются застрахованными лицами

Застрахованные лица (совместное прочтение п.7 ч.1 ст.6 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» и ч.1 ст.10 Закона № 326-ФЗ; письмо Минтруда России от 19.12.2014 № 17-3/В-620)

8. Иностранные граждане, исполняющие трудовые обязанности, выполняющие работы, оказывающие услуги за пределами РФ (не находящиеся в РФ)

Не являются застрахованными лицами

Не являются застрахованными лицами

 

 

Не являются застрахованными лицами

 

 

 

Раздел 3. О некоторых актуальных вопросах заполнения Расчета по страховым взносам.

 

В Расчет не включаются выплаты, не признаваемые объектом обложения страховыми взносами (например, подарок, переданный по договору дарения и т.п.).

Если выплата освобождена от обложения страховыми взносами на основании ст. 422 НК РФ (в том числе материальная помощь, оказанная в связи со смертью члена семьи работника), то она подлежит включению в Расчет. В том числе в Расчет включаются все командировочные расходы, независимо от их размера.

Отражаемая в Расчете база для исчисления страховых взносов определяется как разность между величиной выплат и иных вознаграждений, облагаемых страховыми взносами, и суммой, не подлежащей обложению согласно ст. 422 НК РФ (письмо ФНС России от 08.08.2017 № ГД-4-11/15569).

 

В раздел 3 «Сведения персонифицированного учета» включаются все застрахованные лица:

– лица, состоявшие в течение отчетного периода со страхователем в трудовых или гражданско-правовых отношениях, выплаты в рамках которых признаются объектом обложения страховыми взносами (даже если фактических выплат не было);

– лица, с которыми в данном отчетном периоде отсутствуют договорные отношения, но в пользу которых начислены выплаты, признаваемые объектом обложения страховыми взносами, за предшествующие периоды, в которых договорные отношения были (например, уволенные в предыдущем отчетном периоде, в пользу которых начислена годовая или квартальная премия) (письмо ФНС России от 17.03.2017 № БС-4-11/4859).

Важно! Во втором случае возникает расхождение между количеством застрахованных лиц, указанном в Расчете по страховым взносам, и количеством застрахованных лиц, включенных в форму СЗВ-М. Это не является нарушением.

При необходимости представьте в налоговый орган соответствующее пояснение.

 

С 2017 года на страхователей распространен общий порядок исправления ошибок в представленных в налоговый орган Расчетах по страховым взносам. По факту выявления случаев не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы взносов, подлежащей уплате, страхователь обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный Расчет (пункты 1, 7 ст. 81 НК РФ).

Разъяснения о порядке внесения корректировок в расчет были даны в письме ФНС России от 28.06.2017 № БС-4-11/12446.

Если кратко, то суть предложенного ФНС России порядка сводится к следующему.

Выделяются два случая:

- корректировка персональных данных работников.

Если речь идет об их изменении, то в уточненном Расчете раздел 3 заполняется дважды: сначала - с ошибочными данными и нулевыми числовыми показателями[6], и затем - с правильными данными и числовыми показателями[7].

Если в уточненный Расчет нужно внести данные о работнике (их ошибочно не было), то в уточненный Расчет подлежит включению раздел 3, содержащий сведения в отношении указанных физических лиц, и одновременно производится корректировка показателей раздела 1 Расчета в части сумм обязательств организации (в сторону увеличения).

Логично, что для удаления сведений о «лишнем» работнике нужно в уточненном Расчете аннулировать данные в разделе 3 (обнулить) с корректировкой данных Раздела 1 в сторону уменьшения.

Важно! На практике сегодня складывается следующая ситуация. В официальных разъяснениях говорится о необходимости представления раздела 3 Расчета только по тем лицам, в отношении которых производились исправления. Но такой «сокращенный» Расчет не проходит автоматизированный контроль. Поэтому пока для исключения возможных разногласий практичнее представлять полный (с включением раздела 3 на каждое застрахованное лицо) Расчет (и интересоваться у налогового органа о сроках реализации в программном обеспечении приема данных заявляемых им подходов).  

 

- корректировка данных Расчета, кроме корректировки персональных данных работников. В этих случаях нет необходимости представления двух расчетов. Представляется всегда один уточненный расчет, где в Разделе 3: - неверные данные скорректированы; - лишние данные – удалены (обнулены); - недостающие данные – добавлены. При этом в Разделе 1 указаны новые правильные данные. 

 

В общем случае при произведении организацией расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, она заполняет приложения № 3 (выплаты за свой счет) и № 4 (выплаты за счет ФСС) Раздела 1 Расчета по страховым взносам.

Важно! В расчет включаются сведения, относящиеся только к страховым событиям 2017 года. Ни перерасход, ни суммы возмещения по страховым случаям, относящимся к периодам до 2017 года, данные о которых «переданы» ФСС налоговым органам, в 2017 году в Расчете не отражаются.

Так, в расчете за 2017 год не должно быть сумм, возмещенных территориальными органами ФСС за отчетные периоды до 2017 года (письмо ФНС России от 03.07.2017 № БС-4-11/12778).

Кроме того, в указанном письме обращено внимание организаций, что в ситуации «задержки» возмещения органами ФСС сумм, относящихся к страховым случаям 2017 года, поступившие от ФСС суммы отражаются не в том месяце, ЗА который возмещаются, а в периоде, В котором поступили (а сами выплаты пособий отражаются в общем порядке в периоде фактической выплаты).

 

Важно! В субъектах РФ, где реализуется пилотный проект ФСС России (см. с.229 книги, раздел 5.1.3 электронной книги) участвующие в эксперименте организации в принципе выплат застрахованным лицам не производят. В этом случае они указанные выше приложения не заполняют. Однако, если часть периодов 2017 года какие-то организации в силу ряда причин были вне пилотного проекта, то рассматриваемые приложения заполняются ими в части отчетных данных, относящихся к суммам расходов, произведенных до вступления в «эксперимент» (письмо ФНС России от 21.08.2017 №БС-4-11/16544[8], дополнившее письмо от 03.07.2017 № БС-4-11/12778). 

 

***

Важно! 2017 год дает повод констатировать, что решением высшей судебной инстанции фактически «закрыта» (во всяком случае сокращена) одна из используемых на практике возможностей злоупотребления правом, которая использовалась отдельными организациями несколько последних лет.

 

Пример. Неработающая мама рожает ребенка. У нее нет права на получение пособий. Поэтому отпуск оформляет папа. Ему согласно ч. 1 ст. 11.1, ч. 2 ст. 11.2 федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ, а также абз. 2 ч.1 ст. 13 и абз. 3 ч. 1 ст. 15 федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ) назначают ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Далее папа выходит на работу в режиме неполного рабочего времени. В итоге он получает: и соответствующую «сокращенную» заработную плату, и пособие (ч. 2 ст. 11.1 Закона №255-ФЗ).

Казалось бы, нарушения законодательства нет…

Однако… В ходе проведения документальной выездной проверки правильности и обоснованности расходов при обращении за выделением денежных средств, территориальное отделение ФСС России констатировало ситуацию: режим работы сотрудника, которому выплачивалось пособие, составляет 99% занятости рабочего времени (7,92 часа в день). Это дало основание фонду для вывода о невозможности этим сотрудником продолжать в оставшееся от полного рабочего дня время (0,08 часа в день - менее 5 минут) осуществлять уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

Данное обстоятельство было квалифицировано ФСС как злоупотребление правом, направленное на получение дополнительного материального обеспечения. Фонд сделал вывод о несоблюдении условий, необходимых для реализации работником права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не принял к зачету такие расходы организации и предложил ему произвести корректировку расходов на указанную сумму.

Организация с таким решением не согласилась и выиграла три судебных инстанции[9] … И только настойчивость ФСС России позволила дать правовую оценку таких действий ВС РФ.

 

Сразу скажем, высшая судебная инстанция выводы нижестоящих судов не поддержала (определение ВС РФ от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728). Судебной коллегией ВС РФ было учтено (и указано), что сохранение права на получение пособия по уходу за ребенком призвано компенсировать заработок, утраченный из-за сокращения рабочего времени в пользу осуществления ухода за ребенком. «… 5 минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка».

ВС РФ указал, что в таких случаях «пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника». То есть речь идет о злоупотреблении организацией правом «в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда».

Коллеги, данное решение интересно тем, что оно фактически «сломало» уже наработанную ранее судебную практику.

Так, ВАС РФ в 2013 году в близких к приведенным выше обстоятельствам встал на сторону организации. Выплату пособия признали правомерной.

При этом мало кто увидел, что такое решение во многом определялось предметом спора, а именно: является ли работа с сокращенным на 12 минут рабочим днем работой в режиме неполного рабочего времени. И тогда ВАС РФ соглашается с организацией, что «законодательство не устанавливает, на какое время должна быть уменьшена продолжительность рабочего дня, чтобы соблюдался режим неполного рабочего времени». То есть спор велся о том, что такое режим неполного рабочего времени. И фонд в такой не удачной для себя формулировке предмета спора проиграл, потому, что рассматривался вопрос применимости в ситуации норм ТК РФ о неполном рабочем времени, а не о целях, преследуемых государственным социальным страхованием[10].

Также надо знать, что аналогичную ситуацию рассматривал и КС РФ по жалобе физического лица, работодателю которого фонд отказал в возмещении расходов при сокращении рабочего дня для осуществления функций по уходу за ребенком на полчаса[11] (определение КС РФ от 28.02.2017 №329-О). При этом фонд согласился с возможностью возмещения такого пособия при уменьшении рабочего дня работника до 6 рабочих часов.

В таких условиях физическое лицо оспаривало нарушение своих конституционных прав путем толкования в отношении величины времени, минимально необходимом для осуществления ухода за ребенком и сохранении права на получение ежемесячного пособия.

Суд отказал физическому лицу в рассмотрении жалобы, указав, что оценка «страхователем и страховщиком обстоятельств страхового случая, характеризующих объем реализации социального страхового риска, при решении вопроса о наличии оснований для продолжения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком» не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя.

Таким образом, мы плавно перешли в зону оценки исполнения воли законодателя на создание условий для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей посредством сохранения за застрахованным лицом возможности получения обеспечения по обязательному социальному страхованию… При этом из решения Конституционного Суда можно было сделать вывод, что потеря не менее 25% заработка (оплата 6 рабочих часов в день вместо 8 рабочих часов в день) у работодателя с «компенсацией» 40% заработка фондом социального страхования признается допустимой. 

Важно! Однако, 27.10.2017 на сайте регионального (по Удмуртии) отделения ФСС РФ появилась информация, согласно которой при определении допустимой продолжительности рабочего времени следует исходить из того, что пособие возмещает 40% утраченного заработка. Следовательно, продолжительность рабочего времени должна быть такой, чтобы восполнить невозмещенную потерю заработка – 60% нормальной продолжительности работы данной категории работников.

В логике данной позиции не откажешь …, а потому если суды начнут ее поддерживать, то лично меня это не удивит. Следите за событиями по этому вопросу …

 

***

Необходимо четко отличать случаи «переплаты» страховых взносов, возникающие в процессе исполнения обязанностей страхователя («по закону» (1)) и в силу нарушений закона (2).

Это необходимо для понимания процедуры возврата или зачета таких сумм.

(1). На примере позиций по социальным страховым взносам.

В течение отчетного периода организация в рамках обязательного социального страхования производит выплаты соответствующих пособий за счет средств ФСС[12].

В какие-то периоды выплаченные суммы, очевидно, могут превысить сумму начисленных в ФСС взносов. В этом случае суммы превышения подлежат (п.9 ст. 431 НК РФ):

 - либо зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по данному виду страхования (на основании полученного от территориального органа ФСС РФ подтверждения[13] заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения);

- либо возмещению путем обращения непосредственно в территориальное отделение ФСС РФ с предоставлением документов, определенных приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н.

Формы документов приведены в письме ФСС РФ от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029.

В данном случае речь идет о суммах, отраженных по строке 120 «сумма превышения расходов на исчисленными страховыми взносами» раздела 1 расчета по страховым взносам.

Также возможна (на практике встречается часто) ситуация, когда в отдельных месяцах сумма начисленных взносов превышает произведенные на выплату пособий расходы и соответствующая разница перечисляется в бюджет.

Важно! Такие (поступившие в бюджет) суммы зачесть в счет предстоящих платежей «автоматически» нельзя, даже если в дальнейшем суммы расходов (нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода) превысят суммы начисленных страховых взносов за тот же период. ФСС их не возместит – ведь «получателем» страховых взносов он больше не является. Возврат или зачет уплаченных излишне сумм взносов производится налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

 

Важно! Минфин России признал возможным зачет в счет платежей по социальному страхованию в 2017 году в том числе сумм расходов по обязательному социальному страхованию, произведенных до 1 января 2017 года (письмо от 28.04.2017 №03-15-09/26588, см. также письмо Минтруда России от 04.05.2017 № 1700/10/В-3500).

Однако пока не понятно, как реализовать этот зачет. Ведь в расчете за 2017 год суммы превышения расходов над начисленными страховыми взносами, возникшие в 2016 году, не отражаются. Эту проблему признает и ФНС России. В письме от 25.09.2017 № ГД-3-11/6354 налоговым ведомством указано на необходимость выпуска дополнительных разъяснений по этому вопросу.

Таким образом, в целом урегулированный теоретически данный вопрос на практике пока не решен (это допускает индивидуальные решения в каждом налоговом органе в каждом конкретном случае).

 

 (2). На примере страховых взносов на пенсионное страхование.

Если переплата является следствием ошибки в расчетах по периодам до 2017 года, то администратором расчетов продолжает оставаться ПРФ РФ.

Поэтому суммы переплаты не могут быть хоть как-то учтены ни в счет задолженности по страховым взносам, образовавшейся на 1 января 2017 года (информация, переданная ПФР РФ), ни в счет будущих платежей по страховым взносам.

В таких случаях возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется на основании поданного организацией заявления[14] отдельным решением соответствующих органов ПФР РФ (при этом Фонд принимает решение о возврате только в части суммы, оставшейся после погашения какой-либо задолженности организации, возникшей за отчетные (расчетные) периоды до конца 2016 года).  Это решение поступает в ИФНС для фактического осуществления возврата плательщику соответствующих сумм (письма Минфина России от 03.07.2017 № 03-15-05/41754, от 09.06.2017 № 03-15-05/36284).

Порядок действия в случае необходимости возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, при поступлении денежных средств после 1 января 2017 года на коды бюджетной классификации с главой «182» (т.е. уплаченные в ФНС России), разъяснен в совместном письме ПФ РФ № НП-30-26/15844, ФНС России № ГД-4-8/20020 от 04.10.2017.

 

***

Форма СЗВ-М не является для 2017 года новой (утверждена Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п).

Срок представления формы за декабрь 2017 года – 15 января 2018 (понедельник, п.2.2 и п.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Важно! В форму СЗВ-М включаются все застрахованные лица – лица, с которыми в течение отчетного месяца хотя бы один день действовал договор, выплаты в рамках которого образуют объект обложения страховыми взносами на основании п.1 ст.420 НК РФ.

 

Пример. В СЗВ-М за декабрь должны быть включены:

– работник, трудовой договор с которым расторгнут 1 декабря, и работник, трудовой договор с которым заключен 31 декабря;

– исполнитель по договору подряда, срок действия которого один день – 13 декабря.

 

При этом важен сам факт наличия действующего в данном месяце договора, независимо от того, начислялись или нет вознаграждения и иные выплаты в пользу работника (исполнителя). 

 

Важно! Сведения представляются в том числе на руководителей, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, если с ними заключены трудовые договоры и в их пользу производятся выплаты (письма ПФР от 06.05.2016 № 08-22/6356; от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856).

 

Важно! Сведения представляются на членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии в течение срока действия их полномочий, независимо от наличия вознаграждений в отчетном периоде (см. информацию, размещенную на сайте ПФР - http://www.pfrf.ru/branches/tver/info~strahovatel/3677).

 

Важно! Сведения о новом работнике (лице, с которым договор заключен в отчетном месяце), не имеющем СНИЛС, включаются в форму СЗВ-М (без заполнения соответствующей графы). Рекомендуется:

одновременно с формой СЗВ-М направить в органы ПФР письмо с указанием причины отсутствия СНИЛС по работнику;

как только будет оформлен СНИЛС работника представить в органы ПФР дополняющую форму.

 

***

По итогам 2017 года организация не позднее 01.03.2018 (четверг) впервые должна предоставить в ПФР новый документ СЗВ-СТАЖ (утверждена постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 №3п, п.2 ст.11 Закона № 27-ФЗ).

В отчете формируется информация о периоде работы сотрудников в конкретной организации. В форму вносится информация о всех застрахованных лицах, договор с которыми действовал хотя бы один день в течение 2017 года (в том числе на умерших в 2017 года).

Сведения по форме СЗВ-СТАЖ сопровождаются формой ОДВ-1 (п.1.7 Приложения 5 к Постановлению Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п).

 

Обратите внимание, что сведения о страховом стаже застрахованного лица организация с 01.01.2017 должна также выдать на руки увольняющемуся сотруднику[15]. Фактически это выписка из отчета СЗВ-СТАЖ, датированная последним днем работы увольняющегося (-емого) сотрудника.

Если же организация в целях «экономии» времени выдаст бывшему сотруднику СВЖ-СТАЖ с имеющимися в базе данными о других сотрудниках (уволенных в этом же году), то это может привести к штрафу за нарушение требований по защите персональных данных… А с 1 июля 2017 года этот штраф кратно увеличился (см. с.37 книги, раздел 2.2 электронной книги).    

 

 



[1]  Введена ответственность за несоблюдение страхователем обязательного порядка представления сведений в форме электронных документов в установленных случаях -  1000 руб. (часть 4 ст. 17 федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ в редакции от 03.07.2016).

[2] На сведения, получаемые налоговыми органами от плательщиков страховых взносов, также распространяется общеустановленный режим налоговой тайны и исключений из нее (ст. 102 НК РФ в редакции от 03.07.2016). 

[3] Близкий принудительный порядок исполнения обязанности по уплате в ФСС страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен ст. 26.6 федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ (в редакции от 03.07.2016).

[4] Речь идет об установленном условиями договора периоде, в течение которого юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам (абзац 2 п. 3 ст. 834 ГК РФ; с 01.06.2018 уточнено, что законом может быть установлено иное (Федеральный закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ).

[5] Отдельные юристы выражают мнение, что в случае принятия организацией решения о пролонгации договора депозитного вклада такие действия налогового органа, если они будут реализованы банком, могут быть оспорены (посоветуйтесь с юристами).   

[6] «Аннулирующий»: в соответствующих строках подраздела 3.1 Расчета указываются персональные данные, отраженные в первоначальном расчете (в том числе неверные), при этом в строках 190 – 300 подраздела 3.2 Расчета во всех знакоместах указывается «0».

[7] «корректирующий»: в подразделе 3.1 Расчета указываются корректные (актуальные) персональные данные;  строки 190 – 300 подраздела 3.2 Расчета заполняются в общем порядке.

[8] Кто пользовался в течение года письмом ФНС России от 24.07.2017 №БС-4-11/14441, обратите внимание, что оно указанным письмом отменено.

[9] Интересно, что когда дело дошло до судов, то суды первой, апелляционной и кассационной инстанций не увидели проблемы в том, что деньги ФСС «разворовываются», поскольку фактически пособие назначается неработающей маме. Все они смотрели на формальное соблюдение условий для выплаты этому сотруднику ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренных ч. 2 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ. Ведь «действующее законодательство не содержит запрета для сокращения рабочего времени менее чем на час» …

[10] Вот яркий пример, подтверждающий, что правильно озвученный предмет спора является залогом адекватного решения вопроса. Логика фонда: выплаты неправомерны, поскольку производились, когда работник не имел режима неполного рабочего времени, то есть, не соблюдались необходимые условия. Суд: условия соблюдались … А дальше автоматически фонд оказался не прав.

[11] Как отмечено региональным отделением фонда, заработок работника сократился на 7%.

[12] Закон № 255-ФЗ, Федеральный закон от 15.05.1996 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. При этом здесь подразумевается, что организация-страхователь не находится в регионе, где реализуется пилотный проект.

[13] В этом случае организация заполняет строку 120 Раздела 1 «Сумма превышения расходов над исчисленными страховыми взносами за расчетный (отчетный) период».  Получивший Расчет налоговый орган (ИФНС) в любом случае (к начислению ли расчет или к возмещению) передает его часть (приложения 2 – 4 к разделу 1) в территориальное отделение ФСС по месту учета организации. Орган ФСС проводит камеральную проверку отчета и, если все нормально, подтвердит правильность произведенных страхователем расходов – сообщит об этом в ИФНС.

В случае обнаружения ошибок орган ФСС составляет и вручает организации акт. Если организация его не оспаривает, то фонд принимает решение о непринятии соответствующей суммы расходов и направляет информацию об этом организации и ИФНС (части 4, 5 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ). Получив такое основание, ИФНС выставляет организации требование об уплате недоимки по взносам.    

 

 

[14] Заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, как это было установлено Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Порядок по-прежнему актуален.

 

[15] В течение 3-х дней с момента обращения.