Материал 10

 

Транспортный налог:

актуальные официальные разъяснения  

                                          (продолжение)

 

В данном материале обобщены итоги анализа актуальных ответов администрирующих налог ведомств на поступающие от организаций вопросы, а также отдельным материалов в СМИ.

 

1. По вопросам, связанным с платой в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее по тексту ТС12т)[1]:

- все расчеты транспортного налога ведутся в отношении конкретного крупнотоннажного грузовика, зарегистрированного в системе «Платон». Указанная плата не относится к налогам и сборам;

- размер платы устанавливается довольно хитро: есть установленный постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 №504 Порядок взимания платы, которым также определяется некий базовый тариф (п. 1) и порядок индексации, ориентированный на изменение потребительских цен (п. 2). Это постановление «живет своей жизнью», в том числе в части изменения базового тарифа[2]. При этом к Постановлению №504 принято еще одно постановление «о некоторых вопросах взимания платы…» - постановление Правительства РФ от 03.11.2015 №1197 – которым был установлен коэффициент к тарифу в размере о,41 и льготный период неприменения индексации до июля 2017 года. Последующие постановления Правительства РФ вносят изменения уже не в Постановление № 504, а в Постановление № 1197. Так, с 15 апреля 2017 года с 0,41 до 0,51 поменялся коэффициент, который применяется при расчете тарифа[3]. В итоге тариф составил 1, 90 рубля за километр (3,73 руб. х 0,51). Пока нормативными актами предполагается «продержать» данный тариф до июля 2018 года, после чего должна начать работать предусмотренная п. 2 Постановления Правительства РФ №504 ежегодная индексация (исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015 года). Будет ли так – следите за изменениями;

- вычет, предусмотренный п. 2 ст. 362 НК РФ, применяется при исчислении транспортного налога только по итогам налогового периода, т.е. в декларации по транспортному налогу за 2017 год. При этом в отношении ТС12т, зарегистрированного в Реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу установлено не уплачивать;

- плательщики транспортного налога уменьшают сумму транспортного налога по каждому ТС12т, зарегистрированному в Реестре ТС12т, на величину платы, уплаченную в отношении этого транспортного средства в данном налоговом периоде (письма Минфина России от 11.08.2016 № 03-05-05-04/47021, от 13.01.2017 № 03-05-05-04/734). Если рассчитанная сумма транспортного налога меньше платы, то в этом случае сумма транспортного налога принимается равной нулю (абзац 13 п. 2 ст. 362 НК РФ, письмо ФНС России от 04.05.2017 № ПА-4-21/8499);

- вычет при исчислении транспортного налога в отношении конкретного ТС12т применяется исходя из размера фактически израсходованных денежных средств за истекший календарный год (на основании подтверждающих документов[4]), а не в сумме уплаченного авансового платежа в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-21/1990);

- сумма платы, использованной в качестве «налогового вычета» по транспортному налогу, не учитывается при исчислении налога на прибыль транспортной компанией (п. 48.21 в ст. 270 НК РФ). Размер налоговой базы по налогу на прибыль уменьшает только сумма, превышающая сумму «налогового вычета» по транспортному налогу по каждому конкретному ТС12т (письма Минфина России от 29.12.2015 № 03-05-06-04/77196, от 27.06.2017 г. № 03-03-10/40602);

- все превышение Платы по каждому ТС12т над суммой отраженного в новой строке 290 декларации по транспортному налогу налогового вычета отражается в строке 040 Приложения 2 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль и не отражаются в строке 041 (поскольку это не налоги и сборы!).

 

2. По вопросам, связанным с определением понятия «полный месяц» при регистрации или снятии с регистрации транспортного средства.

Изменениями прошлого года норм п. 3 ст. 362 НК РФ установлено, что «налог за месяц» платит тот, кто зарегистрировал транспортное средство до 15-го числа месяца включительно или снял с регистрации с 16-го числа и позднее (письмо Минфина России от 24.08.2016 № 03-05-05-04/49344).

Таким образом, если транспортное средство и зарегистрировано и снято с учета в период с 1 по 15 число одного месяца, то исчисление транспортного налога не производится (см. письма Минфина России от 15.06.2017 № 03-05-04-04/37237 и ФНС России от 19.06.2017 № БС-4-21/11566). Аналогичная ситуация в случае регистрации транспортного средства после 15 числа одного месяца и снятии с регистрации по 15 число следующего месяца.

Важно! Даже если транспортное средство было зарегистрировано и снято с учета таким образом, что сумма транспортного налога в отношении него не начисляется, объект налогообложения в данном налоговом периоде имел место быть. Следовательно, этот объект (в нашем случае – транспортное средство) должен быть отражен в налоговой декларации по транспортному налогу (ст. 80 НК РФ, см. также с. 213-214 книги).

 

3. По вопросам применения повышающего коэффициента для «дорогих» автомобилей[5].

В прошлом году была скорректирована редакция п.1 ст. 362 НК РФ (введен термин «очередной налоговый период»), в результате чего стало однозначно закреплено, что размещаемый на официальном сайте Минпромторга России Перечень дорогих автомобилей применяется для расчетов только в том периоде, в котором он опубликован.

Важно! В обновленный опубликованный на сайте Минпромторга России Перечень дорогих автомобилей на 2017 год включено более 900 марок и моделей автомобилей (в Перечне на 2016 год было 708 позиций).

 

Применение повышающего коэффициента для «дорогих» автомобилей (п. 2 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 214-ФЗ) уже не является чем-то новым. Приведем здесь актуальную таблицу коэффициентов для условий 2017 года:

 

Год выпуска

автомобиля

Средняя стоимость, млн руб.

от 3 до 5

от 5 до 10

от 10 до 15

15 и более

2017

1,5

2

3

3

2016

1,3

2

3

3

2015

1,1

2

3

3

2014

1

2

3

3

2013

1

2

3

3

2008—2012

1

1

3

3

1998—2007

1

1

1

3

До 1997 включительно

1

1

1

1

 

Имейте в виду, что для применения коэффициентов ни дата приобретения автомобиля организацией, ни дата регистрации абсолютно не важны. Отсчет «возраста» идет от года выпуска автомобиля (год выпуска зафиксирован в ПТС).

Таким образом, для автомобилей, год выпуска которых в ПТС указан как 2017, «возраст» для расчета транспортного налога (в терминах ст. 362 НК РФ) составляет «не более одного года» (например, см. письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-05-04-01/28303, направленное нижестоящим налоговым органам письмом ФНС России от 07.07.2014 № БС-4-11/13195).

 

Обратите внимание: для применения/неприменения повышающего коэффициента цена приобретения автомобиля конкретной организацией не имеет значения.

 

Пример. Организация приобрела автомобиль Audi S6 за 2 500 000 рублей (с ремонтом после аварии предыдущим собственником).

Так как эта модель присутствует в перечне Минпромторга России, то при расчете суммы налога надо применять повышающий коэффициент.

 

 Еще случай: организация приобрела автомобиль Mercedes-Benz SLS AMG за 9 890 000 руб. и при расчете транспортного налога применила коэффициент 2.

Однако в Перечне Минпромторга РФ данная модель проходит по градации стоимости от 10 до 15 млн. руб.

В этом случае нужно было применять повышающий коэффициент 3.

 

Возможна и обратная ситуация: стоимость приобретенного автомобиля за счет дополнительных опций (тюнинга и т.д.) может значительно превысить стоимость «стандартной комплектации», которая приведена в Перечне, и коэффициент пересчета в данном случае необходимо применять тот, который соответствует средней стоимости автомобиля.

 

***

Судебные инстанции приходят к выводу, что транспортные средства не облагаются налогом только если они подпадают под действие п.2 ст. 358 НК РФ, то есть относятся к транспортным средствам, не являющимся объектом налогообложения. Примером такого подходя является Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2017 № Ф06-18445/2017.

В чем суть разногласий между организацией и налоговым органом?

Организация использовала в деятельности автопогрузчики, которые не покидали территории производства. При этом организация не зарегистрировала данную технику и, соответственно, не уплачивала транспортный налог.

При проверке налоговый орган выявил наличие указанной выше техники и доначислил налог, хотя автопогрузчики и не были зарегистрированы в установленном порядке (как самоходная техника).

Суды первой и второй инстанции пришли к выводу, что упомянутая техника не предназначена для участия в дорожном движении по автомобильным дорогам общего пользования и, следовательно, вне зависимости от регистрации не являются объектом обложения транспортным налогом.

Однако вышестоящая инстанция приняла другое решение.

Было учтено, что по техническим характеристикам спорные погрузчики подлежали регистрации в органах технического надзора. Это означает, что данные транспортные средства признаются объектом обложения транспортным налогом. По мнению суда, использование данной техники только на закрытой территории организации не влечет отсутствие обязанности осуществить такую регистрацию.

Какой вывод можно сделать? Если до недавнего времени фактом, определяющим включение транспортного средства в расчет налоговой базы по транспортному налогу, являлась регистрация данного транспортного средства, то сейчас судебная практика привнесла новую формулировку: транспортное средство, использующееся организацией, и подлежащее регистрации – является объектом обложения транспортным налогом.

Указанный подход пока ВС РФ не подтвержден (и не опровергнут). Но теперь есть смысл последить за этим вопросом.

 

По зарегистрированному транспортному средству Декларация заполняется и налог уплачивается вне зависимости от факта его эксплуатации (письмо Минфина России от 05.07.2011 № 03-05-05-01/51, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10).

 

 

***

На с. 211-212 книги (раздел 4.5 электронной версии) мы говорили о новой форме декларации по транспортному налогу, которая пополнилась пятью новыми строками. Поскольку новые строки включены в форму не единым блоком и не в самом конце формы, то их появление «сдвинуло» всю нумерацию строк.

При этом «старые» строки в декларации все остались в своем прежнем содержании. Для облегчения установления соответствия показателей в старых и новых строках формы можно воспользоваться таблицей ниже.

 

Наименование строк

Коды строк в приказе ФНС РФ

от 20.02.2012

№ММВ-7-11/99

от 05.12.2016 №ММВ-7-21/668

Раздел 1

Без изменений

Раздел 2 (строки 020 – 060)

Без изменений

Дата регистрации транспортного средства

-

070

Дата прекращения регистрации транспортного средства

-

080

Налоговая база

070

090

Единица измерения базы

080

100

Экологический класс

090

110

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства

100

120

Год выпуска транспортного средства

-

130

Количество полных месяцев владения транспортным средством

110

140

Доля налогоплательщика в праве на транспортное средство

120

150

Коэффициент Кв

130

160

Налоговая ставка

140

170

Коэффициент Кп

150

180

Сумма исчисленного налога

160

190

Количество полных месяцев использования льготы

170

200

Коэффициент Кл

180

210

Код налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения

190

220

Сумма налоговой льготы

200

230

Код налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога

210

240

Сумма налоговой льготы

220

250

Код налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки

230

260

Сумма налоговой льготы

240

270

Код налогового вычета

-

280

Сумма налогового вычета

-

290

Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период

250

300

 

***

Налоговые декларации по транспортному налогу за 2017 год представляются в тот налоговый орган, в котором организация поставлена на учет - по месту нахождения транспортного средства (за исключением организаций, относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, п.1 ст. 83 НК РФ).

Обратите внимание, что место регистрации транспортных средств и место нахождения транспортных средствразные понятия. В соответствии с новыми Правилами регистрации автомототранспортных средств регистрационные действия могут производиться любым регистрационным подразделением ГИБДД МВД России вне зависимости от места регистрации и (или) нахождения организации либо ее обособленного подразделения (п. 24.5. приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 в редакции от 13.02.2015).

Согласно НК РФ (п.5 ст.83 НК РФ) место нахождения транспортного средства это:

-  для морских, речных, воздушных судов – это место приписки, в случае отсутствия такового – место государственной регистрации ТС, а в случае отсутствия предыдущих оснований – место нахождения собственника;

- для всех других транспортных средств, в т.ч. и для автотранспортных средств местонахождение -  это место государственной регистрации организации, а для обособленного подразделения – место его постановки на учет в налоговом органе.

 

***

Учитывайте, что налоговые ставки по транспортному налогу установлены в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу, при этом градации в меньшую сторону не округляются.

 

Пример. Разные ставки установлены для двигателей мощностью до 100 л.с. и мощностью от 100 до 150 л.с.

 Если мощность двигателя 100,4 л.с., то применяется ставка, установленная для двигателей с мощностью от 100 до 150 л.с. (см. письмо Минфина России от 31.10.2012 № 03-05-07-04/18 со ссылкой на письмо Минпромторга России от 18.10.2012 № 20-3729).

Вряд ли ошибусь, если скажу, что такая же ставка применяется и для двигателя мощностью 100 л.с. (сто – это не «до ста»)

 



[1] Еще подробнее этот вопрос был прописан в книге «Годовой отчет 2016».

[2] Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 №474 поменяло базовую ставку с 3,5 на 3,73.

[3] Коэффициент поменялся тоже не просто: сначала вышло постановление Правительства РФ от 31.01.2017 № 120, которым изначально планировалось увеличение тарифа до 3,06 рублей за километр (коэффициент 0,89) с одновременным переносом льготного периода неприменения индексации на год – до 01.07.2018. А в марте 2017 в это постановление внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 № 330 с уменьшением коэффициент с 0,89 до 0,51. Вот такой непростой путь…

[4] Форма отчета, полученная организацией через личный кабинет на официальном сайте http://platon.ru в электронном виде с квалифицированной электронно-цифровой подписью уполномоченного представителя оператора ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», может применяться для подтверждения права на предусмотренный п.2 ст. 363 НК РФ налоговый вычет по транспортному налогу (письмо ФНС России от 04.05.2017 № 8499).

[5] Напомню, что повышающий коэффициент необходимо применять не только при исчислении суммы налога за налоговый период, но и, во избежание пеней, при расчете авансовых платежей. Данная норма введена пунктом 2.1. статьи 362 НК РФ с 2014 года.